Сэйрэцу – построиться
Сэйдза – сесть прямо
Мокусо – медитация, настрой на тренировку
Рэй – поклон
Сёмэн-ни рэй – поклон в сторону сёмэна
Тайсо – разминка
Таттэ – встать
Суваттэ – сесть
Камаэ – приготовиться (встать в стойку)
Хадзимэ – начинайте
Ямэ – стоп
Котай – смена
Укэ-тори котай – смена активности в паре
Укэ котай – смена партнера
Мо-итидо (мо-иккай) – еще раз
Маттэ – ждите
Цуги – следующий
Юккури – медленно; медленнее
Хаяку – быстро; быстрее
Сэнсэй – учитель
Сихан – высшая международная инструкторская категория
Сидоин – международная инструкторская категория
Фукусидоин – младшая международная инструкторская категория
Сэйто – ученик, занимающийся
Дэси – ученик, последователь
Утидэси – ученик, который живет, тренируется и работает в додзё
Сэмпай – старший ученик (по отношению к младшему)
Кохай – младший ученик (по отношению к старшему)
Дан – высшие степени (соответствуют черному поясу)
Кю – низшие степени (соответствуют белому поясу)
Юданся – обладатель черного пояса
Рэнсю – упражнение
Кэйко – тренировка
Эмбу – показательные выступления
Додзё – зал для тренировок
Кай – общество, клуб
Кан – зал, организация
Дзюку – школа
Рю – стиль, школа
Сёмэн – «главная стена» додзё, где обычно расположен портрет Основателя
Татами – циновки, маты для тренировки
Ги (кэйкоги, доги) – костюм для тренировок
Оби – пояс
Курооби/сирооби – черный/белый пояс
Хакама – широкие штаны (для обладателей степеней Дан)
Ить (ити) – один
Ни – два
Сан – три
Си (ён) – четыре
Го – пять
Року – шесть
Сити (нана) - семь
Хати – восемь
Ку (кю) – девять
Дзю – десять
Атама – голова
Куби – шея
Ката – плечо
Мунэ – грудь
Хара (онака) - живот
Кинтэки – пах
Мидзооти – солнечное сплетение
Сэнака – спина
Сэсудзи – позвоночник
Кэнко-коцу – лопатки
Ваки – бок
Коси – поясница; бедра
Тэаси – конечности
Удэ – рука от плеча до кисти
Тэ – кисть
Тэкуби – запястье
Котэ – предплечье
Хидзи – локоть
Косоку – тыльная сторона кисти
Сёсоку – ладонь
Кэн – кулак
Юби – палец
Юбисаки – кончики пальцев
Оя-юби – большой палец
Коюби – мизинец
Мякухаку – болевая точка на запястье; пульс
Аси – нога
Хидза – колено
Асикуби – лодыжка
Цумасаки – пальцы ног
Какато – пятка
Кансэцу – сустав
Кинику – мышца, мускул
Судзи – связка, сухожилие
Дзёхансин – верхняя часть тела (выше пояса)
Кахансин – нижняя часть тела (ниже пояса)
Хидари – левый, влево
Миги – правый, вправо
Саю – движение вправо-влево
Маэ – передний, вперед
Усиро – задний, назад
Дзэнго – движение вперед-назад
Сото – вовне, снаружи
Ути – внутрь, изнутри
Омотэ – вперед, в лицо
Ура – назад, за спину
Сёмэн – спереди, прямо
Сокумэн – сбоку, в профиль
Хантай – противоположный; противоположная сторона
Уэ (дзё) – верх, верхний
Сита (гэ) – низ, нижний
Дзёгэ – вверх-вниз
Нака (тю) - середина, средний; в середине, внутри
Дзёдан – верхний уровень (выше плеч)
Тюдан – средний уровень (от плеч до пояса)
Гэдан – нижний уровень (ниже пояса)
Татэ – вертикально, по вертикали
Ёко – горизонтально, по горизонтали; сбоку
Нанамэ – наискосок, по диагонали
Массугу – прямо, строго по прямой
Сэйдза – поза на коленях, сидя на пятках
Кэйдза – исходная позиция для перемещения на коленях, пальцы подобраны
Ханми – базовая стойка
Миги ханми – правосторонняя стойка
Хидари ханми – левосторонняя стойка
Ай-ханми – одноименная стойка в паре
Гьяку-ханми – разноименная стойка в паре
Камаэ – состояние готовности к началу движения или приема
Тайсо – разминка
Котэ маваси – вращение предплечья
Котэ гаэси – поворот предплечья
Котэ хинэри – выкручивание предплечья
Син-кокю – глубокий вдох и выдох
Торифунэ (фунакоги ундо) – упражнение «гребля в лодке»
Фуритама ундо – упражнение « раскачивание шара»
Хайсин ундо – упражнение «растягивание спины»
Маэ укэми – кувырок вперед
Усиро укэми – кувырок назад
Хантэн укэми – перекат на спине (падение назад с отбивом рукой)
Ёко укэми – боковая страховка
Тоби укэми – высокая страховка
Ирими – «вход» вперед, нацеленный на проникновение в стойку партнера
Цуги аси – перемещение «последовательным шагом» (без смены стойки, вперед с передней ноги, назад с задней)
Аюми аси – перемещение «перекрестным шагом» (без смены стойки, вперед с задней ноги, назад с передней)
Окури аси - перемещение «приставным шагом» (без смены стойки, вперед с задней ноги, назад с передней)
Тэнкай – поворот на 180 градусов без шага
Кайтэн – шаг вперед и поворот на 180 градусов
Тэнкан – поворот на 180 градусов вокруг передней ноги, не меняя стойки
Тай сабаки (тэнсин, ирими-тэнкан) – шаг с задней ноги и поворот тэнкан
Сикко – перемещение на коленях
Кататэ дори – разноименный захват одной рукой за запястье партнера
Коса дори – одноименный захват одной рукой за запястье партнера
Моротэ дори – захват двумя руками за одну руку партнера
Рётэ дори – захват двумя руками за обе руки партнера
Ката дори – захват одной рукой за куртку на уровне плеча
Рёката дори – захват двумя руками за оба плеча
Мунэ дори – захват за куртку на груди
Содэ дори – захват за рукав куртки (на уровне локтя)
Содэ гути дори – захват за отворот рукава
Катадори мэнути – комбинированная атака: одной рукой захват за куртку на уровне плеча, другой – удар сёмэн-ути по голове
Усро рётэ дори – захват сзади за оба запястья
Усиро рёхидзи дори – захват сзади за оба локтя
Усиро рёката дори – захват сзади за куртку на плечах
Усиро эри дори – захват сзади за ворот
Усиро куби симэ – захват сзади с удушением
Сёмэн ути – прямой режущий удар сверху в голову, нацеленный «разрезать» корпус укэ по вертикали до пояса
Ёкомэн ути – режущий удар сбоку по диагонали (в висок или ключицу)
Тюдан цки – удар кулаком в корпус
Дзёдан цки – удар кулаком в лицо
Кэрри вадза – удары ногами
Тэгатана – рука-меч; положение руки, имитирующее формумеча
Кокюхо – подъем кисти и предплечья в форме тэгатана круговым движением
Иккё ундо – подъем рук как при входе в прием иккё с подхватом рук атакующего
Маай – дистанция между партнерами
Атари – касание, попадание; при нанесении удара, состояние, когда удар достигает цели
Миттяку – плотное касание (при захвате, состояние, когда ладонь укэ плотно прижата к руке тори
Сэссёку – соприкосновение; точка соприкосновения (контакта) партнеров
Цунагари – связь, контакт между партнерами, при котором через точку соприкосновения осуществляется взаимодействие между их центрами
Атэми – упреждающий (отвлекающий) удар
Киай – возглас, издаваемый при нанесении удара
Тайминг – согласование своего движения с движением партнера по времени
Кудзуси – выведение (партнера) из равновесия
Мэцкэ – место фокусирования взгляда
Ски – слабое место, «просвет в обороне; место, открытое для атаки
Дзансин – концентрация, сохранение внимания во время исполнения приема и после его окончания
Нагарэ – непрерывное движение, плавное перетекание одного движения в другое
Тикара (тайрёку) – физическая сила
Карада-но тюсин – центр, центральная ось тела
Дзюсин – центр тяжести
Тори (нагэ) – партнер, поводящий прием; бросающий
Укэ – партнер, на котором проводится прием; бросаемый; ассистент
Кихон вадза – базовая техника
Оё вадза – «прикладная» техника, вариации
Хэнка вадза – изменение приема
Каэси вадза - контртехника
Тати вадза – приемы, проводимые стоя
Сувари вадза – приемы, проводимые на коленях
Ханми хандати вадза – приемы, проводимые следующим образом: укэ – стоя, тори – на коленях
Омотэ – вариант приема, выполняемый со входом навстречу партнеру
Ура - вариант приема, выполняемый со входом за спину партнера
Ката (ката гэйко) - выполнение приемов строго по классической схеме
Иппон-иппон – в паре выполняется один прием; обычно один партнер выполняет прием 4 раза, после этого партнеры меняются активностью
Рэндзоку – выполнение одной парой заданной последовательности приемов, например от иккё до гокё ; смена активности происходит после выполнения всей последовательности
Какари гэйко – выполнение заданного приема в группе «цепочкой»: несколько укэ, построившись колонной, по очереди атакуют одного тори.
Дзию кэйко – выполнение в паре отдельных приемов по выбору самих занимающихся
Рандори – произвольное выполнение приемов против одного или нескольких противников, от одной оговоренной атаки или от произвольных атак
Иккё – первый контроль (прижатие руки)
Никё – второй контроль (вращение предплечья)
Санкё – третий контроль (выкручивание предплечья)
Ёнкё – четвертый контроль (прижатие запястья)
Гокё – пятый контроль (растягивание руки)
Хизи кимэ – фиксация локтя
Ирими нагэ – бросок на встречном движении, удерживая шею партнера
Котэ гаэси – бросок поворотом кисти укэ
Сихо нагэ – бросок выкручиванием предплечья за спину укэ
Кокю нагэ – группа бросков без непосредственного болевого воздействия на суставы, выполняются, используя имеющийся захват или контакт с укэ
Кокюхо – бросок на основе движения кокюхо
Тэнти нагэ – бросок разведением рук вверх и вниз и сведением за спиной укэ
Кайтэн нагэ – бросок круговым вращением в вертикальной плоскости, опуская руку и голову укэ вниз
Удэ кимэ нагэ – бросок с воздействием на локоть укэ снаружи и снизу
Суми отоси – бросок воздействие на локоть укэ сверху и изнутри
Дюдзи нагэ – бросок «связыванием крест-накрест» рук укэ
Коси нагэ – бросок через поясницу
Футари дори – приемы от захвата двух укэ
Саннин дори – приемы от захвата трех укэ
Футари гакэ – прием от атаки двух укэ
Саннин гакэ – прием от атаки трех укэ
Танто дори – отбор ножа
Тати дори – отбор меча
Дзё дори – отбор шеста
Дзё нагэ - броски с помощью дзё
Субури – отработка ударов
Кумитати – заданная последовательность атак и ответных действий
Мэн – прямой удар
Кэса гири – удар по диагонали
Гьяку кэса гири – обратный удар по диагонали
Цки – колющий удар
Бараи – блок, защита
Камаэ – стойка
Дзёдан-но камаэ – верхняя стойка; меч занесен над головой
Тюдан-но камаэ – средняя стойка; меч нацелен в горло партнера
Гэдан-но камаэ – нижняя стойка; меч нацелен в колено партнера
Хассо-но камаэ – меч поднят справа от головы, цуба на уровне рта
Ваки камаэ – боковая стойка
Кимэ – фокусировка, акцент