Словарь терминов

КОМАНДЫ И УКАЗАНИЯ

Сэйрэцу – построиться

Сэйдза – сесть прямо

Мокусо – медитация, настрой на тренировку

Рэй – поклон

Сёмэн-ни рэй – поклон в сторону сёмэна

Тайсо – разминка

Таттэ – встать

Суваттэ – сесть

Камаэ – приготовиться (встать в стойку)

Хадзимэ – начинайте

Ямэ – стоп

Котай – смена

Укэ-тори котай – смена активности в паре

Укэ котай – смена партнера

Мо-итидо (мо-иккай) – еще раз

Маттэ – ждите

Цуги – следующий

Юккури – медленно; медленнее

Хаяку – быстро; быстрее

ОБИХОДНЫЕ НАЗВАНИЯ

Сэнсэй – учитель

Сихан – высшая международная инструкторская категория

Сидоин – международная инструкторская категория

Фукусидоин – младшая международная инструкторская категория

Сэйто – ученик, занимающийся

Дэси – ученик, последователь

Утидэси – ученик, который живет, тренируется и работает в додзё

Сэмпай – старший ученик (по отношению к младшему)

Кохай – младший ученик (по отношению к старшему)

Дан – высшие степени (соответствуют черному поясу)

Кю – низшие степени (соответствуют белому поясу)

Юданся – обладатель черного пояса

Рэнсю – упражнение

Кэйко – тренировка

Эмбу – показательные выступления

Додзё – зал для тренировок

Кай – общество, клуб

Кан – зал, организация

Дзюку – школа

Рю – стиль, школа

Сёмэн – «главная стена» додзё, где обычно расположен портрет Основателя

Татами – циновки, маты для тренировки

Ги (кэйкоги, доги) – костюм для тренировок

Оби – пояс

Курооби/сирооби – черный/белый пояс

Хакама – широкие штаны (для обладателей степеней Дан)

ЧИСЛА

Ить (ити) – один

Ни – два

Сан – три

Си (ён) – четыре

Го – пять

Року – шесть

Сити (нана) - семь

Хати – восемь

Ку (кю) – девять

Дзю – десять

ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА

Атама – голова

Куби – шея

Ката – плечо

Мунэ – грудь

Хара (онака)  - живот

Кинтэки – пах

Мидзооти – солнечное сплетение

Сэнака – спина

Сэсудзи – позвоночник

Кэнко-коцу – лопатки

Ваки – бок

Коси – поясница; бедра

Тэаси – конечности

Удэ – рука от плеча до кисти

Тэ – кисть

Тэкуби – запястье

Котэ – предплечье

Хидзи – локоть

Косоку – тыльная сторона кисти

Сёсоку – ладонь

Кэн – кулак

Юби – палец

Юбисаки – кончики пальцев

Оя-юби – большой палец

Коюби – мизинец

Мякухаку – болевая точка на запястье; пульс

Аси – нога

Хидза – колено

Асикуби – лодыжка

Цумасаки – пальцы ног

Какато – пятка

Кансэцу – сустав

Кинику – мышца, мускул

Судзи – связка, сухожилие

Дзёхансин – верхняя часть тела (выше пояса)

Кахансин – нижняя часть тела (ниже пояса)

НАПРАВЛЕНИЯ И УРОВНИ

Хидари – левый, влево

Миги – правый, вправо

Саю – движение вправо-влево

Маэ – передний, вперед

Усиро – задний, назад

Дзэнго – движение вперед-назад

Сото – вовне, снаружи

Ути – внутрь, изнутри

Омотэ – вперед, в лицо

Ура – назад, за спину

Сёмэн – спереди, прямо

Сокумэн – сбоку, в профиль

Хантай – противоположный; противоположная сторона

Уэ (дзё) – верх, верхний

Сита (гэ) – низ, нижний

Дзёгэ – вверх-вниз

Нака (тю) - середина, средний; в середине, внутри

Дзёдан – верхний уровень (выше плеч)

Тюдан – средний уровень (от плеч до пояса)

Гэдан – нижний уровень (ниже пояса)

Татэ – вертикально, по вертикали

Ёко – горизонтально, по горизонтали; сбоку

Нанамэ – наискосок, по диагонали

Массугу – прямо, строго по прямой

ПОЛОЖЕНИЯ И ПОЗИЦИИ

Сэйдза – поза на коленях, сидя на пятках

Кэйдза – исходная позиция для перемещения на коленях, пальцы подобраны

Ханми – базовая стойка

Миги ханми – правосторонняя стойка

Хидари ханми – левосторонняя стойка

Ай-ханми – одноименная стойка в паре

Гьяку-ханми – разноименная стойка в паре

Камаэ – состояние готовности к началу движения или приема

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Тайсо – разминка

Котэ маваси – вращение предплечья

Котэ гаэси – поворот предплечья

Котэ хинэри – выкручивание предплечья

Син-кокю – глубокий вдох и выдох

Торифунэ (фунакоги ундо) – упражнение «гребля в лодке»

Фуритама ундо – упражнение « раскачивание шара»

Хайсин ундо – упражнение «растягивание спины»

СТРАХОВКИ

Маэ укэми – кувырок вперед

Усиро укэми – кувырок назад

Хантэн укэми – перекат на спине (падение назад с отбивом рукой)

Ёко укэми – боковая страховка

Тоби укэми – высокая страховка

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Ирими – «вход» вперед, нацеленный на проникновение в стойку партнера

Цуги аси – перемещение «последовательным шагом» (без смены стойки, вперед с передней ноги, назад с задней)

Аюми аси – перемещение «перекрестным шагом» (без смены стойки, вперед с задней ноги, назад с передней)

Окури аси  - перемещение «приставным шагом» (без смены стойки, вперед с задней ноги, назад с передней)

Тэнкай – поворот на 180 градусов без шага

Кайтэн – шаг вперед и поворот на 180 градусов

Тэнкан – поворот на 180 градусов вокруг передней ноги, не меняя стойки

Тай сабаки (тэнсин, ирими-тэнкан) – шаг с задней ноги и поворот тэнкан

Сикко – перемещение на коленях

ЗАХВАТЫ

Кататэ дори – разноименный захват одной рукой за запястье партнера

Коса дори – одноименный захват одной рукой за запястье партнера

Моротэ дори – захват двумя руками за одну руку партнера

Рётэ дори – захват двумя руками за обе руки партнера

Ката дори – захват одной рукой за куртку на уровне плеча

Рёката дори – захват двумя руками за оба плеча

Мунэ дори – захват за куртку на груди

Содэ дори – захват за рукав куртки (на уровне локтя)

Содэ гути дори – захват за отворот рукава

Катадори мэнути – комбинированная атака: одной рукой захват за куртку на уровне плеча, другой – удар сёмэн-ути по голове

Усро рётэ дори – захват сзади за оба запястья

Усиро рёхидзи дори – захват сзади за оба локтя

Усиро рёката дори – захват сзади за куртку на плечах

Усиро эри дори – захват сзади за ворот

Усиро куби симэ – захват сзади с удушением

УДАРЫ

Сёмэн ути – прямой режущий удар сверху в голову, нацеленный «разрезать» корпус укэ по вертикали до пояса

Ёкомэн ути – режущий удар сбоку по диагонали (в висок или ключицу)

Тюдан цки – удар кулаком в корпус

Дзёдан цки – удар кулаком в лицо

Кэрри вадза – удары ногами

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Тэгатана – рука-меч; положение руки, имитирующее формумеча

Кокюхо – подъем кисти и предплечья в форме тэгатана круговым движением

Иккё ундо – подъем рук как при входе в прием иккё с подхватом рук атакующего

Маай – дистанция между партнерами

Атари – касание, попадание; при нанесении удара, состояние, когда удар достигает цели

Миттяку – плотное касание (при захвате, состояние, когда ладонь укэ плотно прижата к руке тори

Сэссёку – соприкосновение; точка соприкосновения (контакта) партнеров

Цунагари – связь, контакт между партнерами, при котором через точку соприкосновения осуществляется взаимодействие между их центрами

Атэми – упреждающий (отвлекающий) удар

Киай – возглас, издаваемый при нанесении удара

Тайминг – согласование своего движения с движением партнера по времени

Кудзуси – выведение (партнера) из равновесия

Мэцкэ – место фокусирования взгляда

Ски – слабое место, «просвет в обороне; место, открытое для атаки

Дзансин – концентрация, сохранение внимания во время исполнения приема и после его окончания

Нагарэ – непрерывное движение, плавное перетекание одного движения в другое

Тикара (тайрёку) – физическая сила

Карада-но тюсин – центр, центральная ось тела

Дзюсин – центр тяжести

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Тори (нагэ) – партнер, поводящий прием; бросающий

Укэ – партнер, на котором проводится прием; бросаемый; ассистент

ВИДЫ ТЕХНИКИ

Кихон вадза – базовая техника

Оё вадза – «прикладная» техника, вариации

Хэнка вадза – изменение приема

Каэси вадза -  контртехника

Тати вадза – приемы, проводимые стоя

Сувари вадза – приемы, проводимые на коленях

Ханми хандати вадза – приемы, проводимые следующим образом: укэ – стоя, тори – на коленях

Омотэ – вариант приема, выполняемый со входом навстречу партнеру

Ура - вариант приема, выполняемый со входом за спину партнера

Ката (ката гэйко) - выполнение приемов строго по классической схеме

ВАРИАНТЫ КАТА-ГЕЙКО

Иппон-иппон – в паре выполняется один прием; обычно один партнер выполняет прием 4 раза, после этого партнеры меняются активностью

Рэндзоку – выполнение одной парой заданной последовательности приемов, например от иккё до гокё ; смена активности происходит после выполнения всей последовательности

Какари гэйко – выполнение заданного приема в группе «цепочкой»: несколько укэ, построившись колонной, по очереди атакуют одного тори.

Дзию кэйко – выполнение в паре отдельных приемов по выбору самих занимающихся

Рандори – произвольное выполнение приемов против одного или нескольких противников, от одной оговоренной атаки или от произвольных атак

ПРИЕМЫ УДЕРЖАНИЯ

Иккё – первый контроль (прижатие руки)

Никё – второй контроль (вращение предплечья)

Санкё – третий контроль (выкручивание предплечья)

Ёнкё – четвертый контроль (прижатие запястья)

Гокё – пятый контроль (растягивание руки)

Хизи кимэ – фиксация локтя

БРОСКОВЫЕ ПРИЕМЫ

Ирими нагэ – бросок на встречном движении, удерживая шею партнера

Котэ гаэси – бросок поворотом кисти укэ

Сихо нагэ – бросок выкручиванием предплечья за спину укэ

Кокю нагэ – группа бросков без непосредственного болевого воздействия на суставы, выполняются, используя имеющийся захват или контакт с укэ

Кокюхо – бросок на основе движения кокюхо

Тэнти нагэ – бросок разведением рук вверх и вниз и сведением за спиной укэ

Кайтэн нагэ – бросок круговым вращением в вертикальной плоскости, опуская руку и голову укэ вниз

Удэ кимэ нагэ – бросок с воздействием на локоть укэ снаружи и снизу

Суми отоси – бросок воздействие на локоть укэ сверху и изнутри

Дюдзи нагэ – бросок «связыванием крест-накрест» рук укэ

Коси нагэ – бросок через поясницу

Футари дори – приемы от захвата двух укэ

Саннин дори – приемы от захвата трех укэ

Футари гакэ – прием от атаки двух укэ

Саннин гакэ – прием от атаки трех укэ

РАБОТА С ОРУЖИЕМ

Танто дори – отбор ножа

Тати дори – отбор меча

Дзё дори – отбор шеста

Дзё нагэ - броски с помощью дзё

Субури – отработка ударов

Кумитати – заданная последовательность атак и ответных действий

Мэн – прямой удар

Кэса гири – удар по диагонали

Гьяку кэса гири – обратный удар по диагонали

Цки – колющий удар

Бараи – блок, защита

Камаэ – стойка

Дзёдан-но камаэ – верхняя стойка; меч занесен над головой

Тюдан-но камаэ – средняя стойка; меч нацелен в горло партнера

Гэдан-но камаэ – нижняя стойка; меч нацелен в колено партнера

Хассо-но камаэ – меч поднят справа от головы, цуба на уровне рта

Ваки камаэ – боковая стойка

Кимэ – фокусировка, акцент